Мультфильм "Сказка про репку"
Мультик по классическому сюжету. Только в конце чуть-чуть изменили, чтобы все тянули репку еще дружнее. Марионетки изготовлены на основе рисунков Татьяны Корепановой. Съемки проходили на мультстанке, в течение довольно большого промежутка времени - с января по май. Объясняется это тем, что дети-то маленькие. Им всего по 5-6 лет. Каждый раз они, приходя к нам, снимали мультик по 20-30 минут, потом уходили. Получалось максимум кадров по 50. Киношники понимают - каково это - стыковать маленькие куски видео, когда сцена снята не до конца... Не спасают ни разные по крупности планы, ни манипуляции с цветом, яркостью, контрастностью и т.п. Выход один - тщательно планировать съемки. И если можно переснять - то лучше переснять. Ну и ко всему - необходим тщательный монтаж.
Монтаж - вообще процесс волшебный и очень увлекательный. Потому что в конце его, когда ты ставишь звук на таймлайн (шкала времени) и оно у тебя подходит... - это так здорово! Радостно видеть, как рождается что-то новое...
"Петька-микроб. История 2-я" и "Петька-микроб. История 1-я"
В основу сюжета положена сказка Григория Остера "Петька-микроб". Совершенно замечательная история! Особенно для нас - тех, кто не особенно искушен в анимации. Почему? Ну, наверное потому, что характеры героев у Остера - это же не микробы, а дети! Главный герой, учёные, которые смотрят на Петьку в микроскоп - всё это живые дети по сути своей. Хотя внешне они - взрослые.
Когда работаешь в технике перекладки, очень важно, чтобы все фигурки героев двигались буквально по чуть-чуть. Ребятам, которые приходят в мультстудию, особенно младшим - это дается нелегко. Их персонажи так и норовят поскорее пробежать всю сцену до конца. Да еще на бегу подскакивают, подпрыгивают... Покажешь ребенку - вот, здесь ты был в предыдущем кадре, а сейчас уже тут! - куда побежал! - соглашаются... Тем более, что проигрываем анимацию снова и снова, с 1-го кадра. Сразу становится видно - вот здесь двигались правильно, а здесь - не очень. А время-то идёт! Урок - не резиновый. И каждый раз - снова да ладом!
Однако, уже через месяц-другой ребята сами начинают разбираться. Даже, порой, покрикивают друг на друга: "Куда поставил! Не видишь что ли?"
Самое главное, что удалось понять-почувствовать - нужно показывать, как правильно, а не заострять внимание на ошибках. Анимация - это как игра, и урок часто проходит, как игра. Поэтому дети втягиваются в это, уже знакомое им состояние и работают, работают...
Мультфильм начали снимать в ООШ №7 г.Чусовой (студия "Звёздочка"), на передвижном мультстанке, в 2014-м году. Рисуют, оживляют героев и озвучивают дети.
Сказку Григория Остера мы с ребятами творчески переработали. Так, в нашем фильме появляются: Амёба Ивановна (учительница микробской школы №7), Агафон Петрович (директор школы), друзья Петьки - Рыжиков, Рогаткин, Иванов и Булик. Поскольку Чусовой - город металлургов, в руки одному из персонажей мы дали газету "Чусовской металлург". Вообще, когда работаешь с нашими ребятами, создается такая, особая атмосфера. Идеи так и приходят, то детям, то педагогам. Главное - попасть в этот поток и тогда получается живое.
Вообще не понимаю, когда кто-то что-то говорит об авторских правах. Какие права? На мысли, что носятся в пространстве? Так они принадлежат, наверное, существам из такой далекой дали... Ребята и взрослые, объединенные общим делом, превращаются в генератор идей. Только успевай записывать. Сюжет строится буквально на ходу, ищутся наиболее удачные варианты и так получается СКАЗКА.
По технике съёмки. Во второй части мультфильма мы прибегли к компьютерной графике. Хотели сделать чистую перекладку, но ее возможностей оказалось маловато. Во-первых - вечная проблема со светом. У нас ведь нет постоянного класса, где мы занимаемся. Мы приносим передвижной мультстанок, раскладываем его, устанавливаем светильники. Стараемся, как можем, защищиться от посторонних засветок, а в итоге видим, что все надо переделывать, потому что, работая на 2-слойном мультстанке неизбежно ловим отражение фотокамеры в стекле или тени какие-нибудь.
По идее надо вверху ставить что-то затеняющее потолок. В стационарной студии-то у нас так и сделано (но там и помещение темнее). Когда снимали "Защитим Конжак", раскидывали вверху темный агрил. И все равно в сцене с экскаватором проявилось отражение. Видимо, чтобы работать на двух слоях, надо в классе ставить что-то типа палатки. В-общем - фантастика. Ненаучная.
Как выход - снимать на одном слое, т.е. прямо на бумажном фоне. Тогда сложнее двигать фигурки. Сцену, где Федя ставит профессору табуретку снимали целых 1,5 часа. Именно из-за однослойности.
Опять же, при съемке на 1 слое неизбежно получаешь тени от персонажей на фоне. Какой тут хромакей и прочие чудеса! (киношники меня поймут). Снимали мы так больше полугода, потом нам это надоело. К тому же стали приходить в голову всякие новые мысли по поводу сюжета. Где нужны будут всякие огоньки, просвечивание сквозь фон, наезды-отъезды камеры и т.д.
И начали мы использовать мультстанок чисто для подготовки сцен. Отрабатывали общую компоновку, искали решения, куда и как будут двигаться персонажи.
Посмотрев мультфильм, вы не могли не заметить существенное отличие сюжета от сказки Остера. В конце мы вообще стали просто фотографировать то, что есть, уже без станка. И оживлять средствами компьютерной графики.
В итоге получился тот фильм, который вы видели. Однако, это еще не конец истории. Итог всего лишь промежуточный. Мы только начали нагнетение ситуации... Впереди борьба, приключения и всякие смешные вещи. В-общем, осенью будем снимать продолжение. И у нас уже есть задел на будущее - для того времени, когда ситуация в "странном городе Ч." изменится. А она изменится, что бы там ни замышлял коварный генерал Джон...
Мультфильм "Рыбки и солнышко"
Появился, как тренировочный. В самом начале у нас было упражнение - двигать фигурки рыбок. Рыбки ведь плавают медленно, плавно, их движения очень красивы. У кого есть аквариум, тот знает. Один мальчик из наших - он настоящий эксперт по всяким экзотическим рыбкам. Вот с него все и началось. Нарисовали кучу всевозможных рыбок. Потом ещё нарисовали. Каждый. Свою.
Старый морской фон, оставшийся от съемок "Приключения цыплят", немножко желтой бумаги и вот оно - море, блики на воде. Потом из моря стали выпрыгивать рыбки. Детям ведь нравится летать! Придумалась история про то, как рыбки собриают солнечные блики и там, в глубине моря - собирают солнышко и луну. Затем должны были появиться две акулы, которые напугали бы рыбок и они выпустили бы солнышко (или луну) наверх. И оно бы всплыло.
Потом пришла Наташа (ученица) и сказала: "Однажды солнышко заболело...". Опа! - Новый поворот.
Спрашиваем:"А как его вылечить?" - Наташа сказала: "Они споют ему песенку". Вот примерно так и пришла идея фильма. Дальше - дело техники.
Морское дно выложено гречневой крупой + ракушки + нарисованные водоросли. Как сделать, чтобы рыбки ныряли в волну? Прорезать дырку в бумаге, точнее - щель, как раз по форме волны. Как показать, что если ничего не делать, то море скоро замёрзнет? - Взяли клеенку, положили поверх, сфотографировали.
Снимаем, снимаем и снимаем... А вот петь солнышку песенку почему-то никто не решается. Настала пора писать звук - все сидят, как будто микрофон впервые видят. Стесняются петь, друг друга стесняются. Ладно. Замнем до времени...
Так и получилось. В конце концов ребята поняли, что никто за ошибки их ругать не будет. Никто смеяться не будет. И спели.
А Солнышко ожило!
Мультик "Про гусениц"
Мультфильм "Про гусениц". Наверное, не последний на эту тему, потому как детям проще начинать с такого вот кино. Гусеницы рисуются, вырезаются, получают свои имена и характеры. Часто кто-то из них бывает шибко вредный, но в конце перевоспитывается. Двигаются эти гусеницы, чаще всего, рывками - дети еще не привыкли, не наработали навык по миллиметру двигать персонажей. Ну и соответственно история подбирается такая, соответствующая...
Наши гусеницы спорят из-за яблока. Кто съест.
Сюжет придумали сами. Дети разные - разные и гусеницы. Если не знали, как двигать - играли, "проигрывали" ситуацию. В нашем случае куча детей отбирала у педагогов игрушку, которая играла роль яблока. Поиграли, посмотрели, что и как. Спросили детей: "Поняли, как надо?". Говорят: "Поняли".
Мальчик предложил, чтобы в конце ежик принес яблоко, уже разрезанное, всем гусеницам. Так и сделали. Только, уже в процессе монтажа поняли, что можно еще кое-что изменить. Ну и пересняли. Добавилось исчезновение яблока и последний спор.
Да, специально кто-то притащил яблоко. Разрезали на части и чавкали. Как ни странно, лучше всего чавкали педагоги...
На фестивале "Мир кино - 2015" (проводился в Перми) за этот мультфильм получили 1-е место.
"Русский солдат"
Фильм по мотивам рассказа В.Астафьева "Сибиряк"
Идея снять фильм по одному из произведений Виктора Астафьева появилась у Татьяны Корепановой где-то года за 2 до начала работы над "Русским солдатом". Я в то время об Астафьеве знал мало, хотя еще в детстве читал рассказ "Стрижонок Скрип", а позже познакомился с книгами "Печальный детектив" и "Прокляты и убиты". Когда жизнь нас привела в Чусовскую библиотеку имени Пушкина, получилось так, что мы, неожиданно для себя, получили мощного союзника. Им оказалась директор библиотеки А.М.Кардапольцева.
Как известно, в ЧРЦБ имени Пушкина с 2003 года проходят Малые Астафьевские чтения, в которых участвуют дети. Дети читают произведения Астафьева со сцены, ставят спектакли, пишут сочинения, рисуют, лепят, снимают фильмы.
Поскольку мы уже имели некоторый опыт в анимации (мультипликации), мы предложили сделать фильм по какому-нибудь произведению В.Астафьева. Директор библиотеки нас поддержала и мы взялись за работу.
Естественно, встал вопрос о выборе сюжета. Сели читать Астафьева. И, как-то сразу, мне на глаза попался "Сибиряк". Я тогда еще и не знал, что это самый первый рассказ Виктора Петровича, к тому же появившийся в Чусовом. Просто как-то запал он мне в душу. Образ Матвея Савинцева, человека и солдата. Сама тема Великой Отечественной...
Но у Астафьева о войне это ведь не единственный рассказ. Да и не только о войне он писал. В-общем, засел я за Астафьева капитально. Но, чем больше я читал, тем четче звучала мысль: "Снимать нужно "Сибиряка"". Собрались все вместе - решили, что будем снимать.
Рассказ В.Астафьева "Сибиряк" увидел свет на страницах газеты «Чусовской рабочий» в 1951 году. Назывался он тогда "Гражданский человек". Премьера фильма по мотивам этого рассказа состоялась 25 апреля 2015 года в Чусовом, во время XII Малых Астафьевских чтений. Делался он с ноября-декабря 2014 по апрель 2015 г.
В создании образов главных героев фильма принимали участие сотрудники Чусовской районной центральной библиотеки имени А.С. Пушкина: Алексей Ушаков, Павел Фарманов, Виталий Кардапольцев. Их лица послужили основой для рисования анимационных персонажей. Их голоса (кроме Павла Фарманова) звучат в кадре.
Костяк съемочной группы составили три человека, но работа над фильмом была бы невозможна без привлечения не только сотрудников студии. А еще огромную роль сыграла дружеская поддержка всех людей, к которым мы обращались во время работы над фильмом. Коллектив Чусовской библиотеки имени Пушкина, тогда еще новый для нас, также оказал огромную поддержку.
Роли распределились так: разработка прототипов главных героев - Татьяна Корепанова (прорисовка персонажей) и ее ученик Максим Шелковников (лепка, консультации по реквизиту). Художники по фонам: Павел и Людмила Берляковы, Татьяна Корепанова. Фотографирование, обработка изображений, создание персонажей, анимация, спец. эффекты, звукообработка, монтаж - Павел и Людмила Берляковы. Режиссура и сценарий - Павел Берляков
В озвучивании принимали участие:
Максим Шелковников, Алексей Ушаков, Павел Фарманов, Николай Поспелов, Виталий Кардапольцев, Татьяна Корепанова, Павел и Людмила Берляковы.
Нами не ставилась задача точного воспроизведения рассказа Виктора Петровича. Мы как бы увидели себя там...
Оставалось только передать то, что мы чувствовали:
"Русский солдат – это человек гражданский по натуре своей. Война ему чужда, но, когда настает час, этот человек идёт до конца. Он может преодолеть страх, боль, слабость и сделает всё. Лишь бы пришла Победа..."
"Главное – искренность. Быть собой – во что бы то ни стало. И любить Жизнь."