Недавно нашел еще один старый фильм, который мы делали в 2012 году.
Появился он в результате нашей встречи с интересным человеком.
В 2011-м мы с друзьями собрались на Алтай. Поезд шел через Новосибирск. В этом городе нам нужно было подождать до вечера, чтобы сесть на поезд, идущий в Бийск.
Один из наших ребят еще в поезде вспомнил, что в Академгородке есть Музей Солнца. И даже телефон директора нашел.
Сказано – сделано. Договорившись обо всем по телефону, мы отправились в Академгородок. От вокзала Новосибирск-Главный на метро добрались до Речного вокзала, затем на 36-м автобусе – до «Клиники Мешалкина». Пешком дошли до музея.
Музей Солнца был расположен в здании бывшего детского сада, на 2-м этаже, по адресу Академгородок, ул. Иванова, 11.
Директор музея - Валерий Иванович Липенков был в этот момент на Алтае (а туда мы и ехали!), поэтому нас встречала Эльвира Александровна Скорынина (научный сотрудник).
Она проводила экскурсию для большой группы детей. Экскурсия подходила к концу, а мы – тоже как дети! – широко раскрытыми глазами смотрели... Ну как это назвать?!
Всё, что там мы увидели, несет на себе какой-то свет. Свет Солнца, свет древности, - не той, мрачной и угрюмой, когда (если верить учебникам) озабоченные своим пропитанием люди бегали в шкурах, а другой – когда эти (или какие-то другие) люди замирали в восхищении перед красотой Мира, в котором они живут.
Солнцу поклонялись давно. В культурах разных народов нашей Земли существуют солярные (солнечные) знаки, образы, связанные с Солнцем. И многие из них – с человеческим лицом!
Почему? Откуда это ощущение родства человека и ...светила?
Кто был в горах, в пустыне или на море, кто видел, как солнце ранним утром поднимается из-за зубцов леса, тот наверняка почувствовал необычайную торжественность восхода.
Каждый раз новое, Солнце встаёт над миром. Но первые его лучи дотягиваются до нас ещё из-за кромки горизонта!
Эти лучи, преодолевшие миллионы километров до нашей планеты, входят в её атмосферу и, на границе дня и ночи, как бы гладят поверхность Земли. Утро приходит из нового дня! Радость зовёт в Будущее!
Всё живое ждёт этого момента. Всё, что потеряло счёт времени, потеряло дорогу во мраке – всё устремляется туда, - откуда идёт Свет. И начинает звучать...
Да не просто звучать – петь!
Прорастание
Идея собрать всё, что связано с Солнцем, пришла к В. И. Липенкову уже давно. Она постепенно прорастала в нем. Появлялись навыки, мысли, возможности...
Вот как об этом говорит сам Валерий Иванович:
«Первый момент: однажды вечером, а это было летом 1969 или 1970 года, я увидел в распахнутом окне очень примечательную корягу, висевшую на стене, и она меня очаровала. Мне захотелось иметь у себя дома похожую. Я стал искать и находить очень интересные и, немного подделав их, я проявлял фантастических и реальных животных или фигурки людей. Так я стал художником любителем. Потом я занялся чеканкой – это было очень модно в то время, а чуть позднее стал осваивать трехгранную резьбу по дереву и резал разделочные доски и маски. В это время я работал лаборантом в Институте ядерной физики СО АН СССР.
В один из вечеров я дежурил в вычислительном центре института, у меня на столе стояла небольшая деревянная дощечка и я ее рассматривал, решая, что бы такое сделать. Позади раздался голос – это была оператор ЭВМ Вера Пяткова: не знаешь, что сделать? Я ответил: – "Да вот смотрю, что получится". "Сделай Солнышко", сказала она и ушла. Это был второй момент. Я сделал первое Солнышко. Потом я сделал солнечный цикл из 14 солнышек.
А в 1980 г. я стал, волею судьбы, участником строительства музея Рериха на Алтае в селе Верхний Уймон. Вернувшись оттуда, я зашел к А. Н. Дмитриеву, который был одним из главных организаторов этого строительства. Сняв штормовку, я подошел к вешалке и именно в этот момент уже третий по счету ясно прозвучала мысль: "Рядом с музеем Рериха должен быть музей Солнца". И это "рядом" сразу было понятно, что не физически рядом, а просто должен быть. С этого момента пришло осознание направления деятельности и поиска. Я искал изображения солнечных богов различных народов и воплощал их в дереве – так коллекция стала расширяться, пополняясь также и моими творческими работами, посвященными Солнцу. В 1994 г. на базе кружка резьбы по дереву для детей, которым я тогда руководил, создал муниципальный подростковый клуб "Солнечный" при отделе по делам молодежи администрации Советского района и стал директором и педагогом этого клуба. Это подвальное помещение по улице Иванова, 13. Примечательно то, что эта улица до переименования называлась Солнечногорская. Вот там и разместилась моя коллекция, которую я смело назвал – "Музей Солнца".
В 1997 г. состоялась большая персональная выставка в краеведческом музее Новосибирска под девизом "У нас в гостях "Музей Солнца"". Через месяц выставка переместилась в выставочный зал Дома Ученых СО РАН и я посвятил её 40летию СО РАН, которое отмечали в то время. И там, уже на закрытии, когда почти все работы были сняты, в зал зашел академик В. Е. Накоряков и стал рассматривать работы. Я подошел к нему и спросил: "Владимир Елиферьевич, а не пора ли открыть музей Солнца в Академгородке?". На что он тут же ответил: "А что, наверное, пора. Приходи ко мне завтра и мы составим письмо о выделении помещения для музея...»
И в 1998-м Музей Солнца был открыт.
В новосибирском Музее Солнца – большое число экспонатов так или иначе связанных с Солнцем. Образы эти возникли очень давно. Часть из них взята с наскальных рисунков, со страниц древних книг, со скульптур, находящихся в разных местах Земли и перенесена на дерево, металл, камень руками Валерия Ивановича.
Вот это - сделано на основе наскальных рисунков. Это резьба по дереву, а еще в музее мы видели образцы, выполненные на камне. Валерий Иванович реконструировал древние изображения.
Для чего это ему?
Наверное потому что чувствовал какое-то необъяснимое родство свое с жившими десятки и сотни тысяч лет назад людьми. А самое главное - родство ...с нашим солнышком.
Разве не бывает у вас тепло внутри, когда вы кого-то по-настоящему любите? Когда хочется обнять весь мир , когда ваша душа поет...
Вот и мы, восхитившись этими удивительными образами, решили сделать следующий шаг - попытаться оживить их.
Коллекция фото из Музея Солнца у нас была, нужен был сценарий. И вот тут пришла сказка. Мы вспомнили легенду об Олене Золотые Рога, олене - вестнике перемен. Он приходит и приносит весну...
Что получилось - судить вам.